1.4. Доставка мастик на строительную площадку
Раздел I: Технология и механизация работ по устройству рулонных кровель (п. 1.4)
Мастики, изготовленные в централизованном порядке на производственных предприятиях трестов, доставляют на строительные объекты в утепленных емкостях, оборудованных перемешивающими устройствами. При необходимости на строительных объектах оборудуют специальные узлы для подогревания остывших мастик или вяжущего.
Нередко, вяжущее доставляют на строительные объекты без наполнителей, чтобы избежать их оседания на дно транспортных емкостей. В этом случае вяжущее после доставки перекачивают в котлы, туда же небольшими порциями закладывают наполнители, затем подогревают мастику и тщательно ее перемешивают.
Иногда доставленное на объект вяжущее сливают в котлы-термосы для подогрева. После доведения температуры до требуемой величины вяжущее перекачивают на крышу и сливают его в термосы небольшого объема или в расходные бачки. Затем в вяжущее вводят необходимое количество подогретых наполнителей.
Автогудронатором можно перевозить мастику на значительные расстояния. Мастика подается по резиновым шлангам на крышу здания (на высоту до 20 метров) непосредственно к рабочему месту.
Для производства кровельных работ используется автогудронатор Д-251. Его эллипсоидальная цистерна емкостью 3600 литров защищена теплоизоляцией из стекловаты, благодаря чему скорость остывания мастики не превышает 2°С в час. Автогудронатор снабжен системой подогрева из жаровых труб и горелок, позволяющих поддерживать в цистерне необходимую температуру мастики. В цистерну вмонтирован шестеренчатый насос, с помощью которого перемешивают мастику и подают ее по шлангам на требуемое расстояние. Наполняют цистерну мастикой из емкости, расположенной ниже рамы авто-гудронатора.
Существует много конструкций котлов-термосов, котлов и ванн для слива доставляемой автогудронаторами мастики и ее подогрева перед использованием. Использование котлов повышает производительность труда, культуру производства, улучшает качество кровельных работ.
Мастику подают на крышу, как правило, механизированным путем. Чтобы мастика во время перекачивания на крышу не остывала, трубопровод должен быть тщательно утеплен. Кроме того, при необходимости трубопровод дополнительно обогревают паром или электроэнергией. Для обеспечения надежной работы насосной установки создают непрерывную циркуляцию горячей мастики, прокладывают прямую и обратную линии трубопровода с отбором мастики через кран на крыше.
Схема прокладки прямой и обратной линий трубопровода для перекачки горячей битумной мастики на покрытие «труба в трубе». Конструктивно такой трубопровод состоит из стальной трубы диаметром 38 мм (по ней мастика нагнетается вверх), располагаемой в центре другой стальной трубы диаметром 75 мм (по ней мастика возвращается в котел для подогрева). Постоянство положения одной трубы относительно другой обеспечивается посредством специальных вкладышей, устанавливаемых при сборке отдельных звеньев трубопровода. Благодаря циркуляции, мастика в котле все время перемешивается. Данная схема экономична; конструкция такого трубопровода обеспечивает минимальные теплопотери; изолируют его только снаружи.
Применяемая схема подачи горячей битумной мастики на крышу путем перекачивания по кольцевому трубопроводу (с подающей и возвратной линиями) известна под названием системы Б.В.Веденеева. Обе линии обеспечивают надежную теплоизоляцию. Мастика подается на крышу при помощи шестеренчатого насоса и сливается в расходные бачки. Излишки мастики по возвратной линии направляются в котел для подогрева.
Московские строительные организации освоили подачу вяжущего на покрытие специальной установкой и возврат в котел по трубопроводу. Трубопровод состоит из отдельных секций, смонтированных из стальных труб-звеньев длиной 1 и 2,5 метра, диаметром 25 мм. Звенья соединяются между собой фланцами и стягиваются болтами. В звеньях имеется теплоизоляция из асбестового картона толщиной 5 мм, стекловаты толщиной 20 мм и асбестоцементной обмазки толщиной 10 мм по металлической сетке. Уплотнение и электропроводность стыков достигаются использованием алюминиевых прокладок между фланцами. Трубопровод в сборе обогревается электрическим током напряжением 36V от трансформатора ТС-500. Стенки трубопровода нагреваются до температуры 180°С. Подогрев трубопровода до этой температуры (при наружной температуре воздуха 10°С) током в 300 а происходит за 45 минут. Трубопровод крепится к стене здания струбцинами, установленными в оконных проемах. На покрытии горизонтальная часть трубопровода укладывается на треноги с уклоном 1%.
Установка для подачи на покрытие вяжущего или мастики состоит из металлической рамы, боковые стороны которой закрываются металлическими ставнями. На раме смонтированы насосная группа, бак для солярового масла, пульт управления и другое оборудование. Насосная группа расположена в утепленном металлическом ящике. В эту группу входят: шестеренчатый насос с предохранительным клапаном, электродвигатель и распределительные краны с разводкой труб. Для подогрева насоса перед пуском установки в ящике смонтированы два электронагревателя и два терморегулятора. Эти терморегуляторы дают возможность отключать электронагреватели при достижении в ящике температуры воздуха 175°С и включать их, когда температура снизится до 140°С. Имеющийся в ящике третий терморегулятор позволяет включать насос только при достижении температуры 120°С, что исключает возможность включения непрогретого насоса. Два пробковых крана регулируют направление потока вяжущего или мастики.
Горячее вяжущее из котла-термоса подается самотеком по гибкому металлическому рукаву. Манипулируя распределительными кранами, вяжущее можно направить по трубопроводу на крышу или слить из него обратно в котел-термос, подать соляровое масло из промывочного бака в трубопровод и обратно в бак.
На пульте установки находятся приборы управления процессом подачи вяжущего или мастики на крышу. Приборы регистрируют работу трансформатора, электродвигателя насоса и трубчатых электронагревателей. На пульте также смонтированы приборы, предохраняющие электрическую часть установки от перегрузки и короткого замыкания. Помимо пульта управления на установке имеется выносной пульт, располагаемый на покрытии. Это дает возможность управлять установкой непосредственно с крыши.
После окончания смены и в период длительных перерывов в работе насосной установки всю систему трубопроводов следует промывать соляровым маслом. Масло находится в баке емкостью 150 литров, откуда самотеком поступает в насос. На соединительной трубе подачи масла имеются два пробковых крана: одним регулируется подача масла в общий трубопровод, другим — слив масла из бака. Загрязненное масло используется в качестве топлива для котла-термоса.
Доставленное автогудронатором вяжущее или мастику подают в котел-термос через загрузочный люк. После заполнения термоса крышку люка плотно закрывают. Перед подогревом вяжущего или мастики сжиженным газом надо убедиться, нет ли утечки газа и есть ли тяга в регистре. В холодный период года вяжущее или мастику подогревают не сжиженным газом, а жидким топливом (керосином или соляровым маслом).
Насосную установку размещают вблизи здания. Расстояние между котлом-термосом и установкой должно быть не менее 4 метра, а между котлом-термосом и зданием — не менее 10 метров. Насосную группу установки соединяют с термосом металлическим рукавом: рукав одним концом крепят к фланцу пробкового крана выдачи вяжущего из термоса, другим — к тройнику установки. При обратной подаче вяжущего в термос металлическим рукавом соединяют трехходовой кран установки с фланцем приемного патрубка на крышке термоса.
По окончании монтажа на здании трубопровод испытывают водой или соляровым маслом на давление 14,5 кгс/см². Предохранительный клапан насоса должен быть также отрегулирован на это давление. По окончании опрессовки трубопровода предохранительный клапан насоса следует снова отрегулировать на рабочее давление 6 кгс/см².
Перед началом подачи вяжущего или мастики трубопровод необходимо подогреть. Для этого включают трансформатор, установив его регулятор на силу тока 300A. Одновременно включают трубчатые электронагреватели насосной группы. Когда трубопровод нагреется до температуры 180°С, на пульте управления загорается зеленая лампа, и моторист, обслуживающий установку, включает шестеренчатый насос, который начнет нагнетать вяжущее из термоса в трубопровод. При красной лампе насос включать нельзя.
Если вяжущее или мастику необходимо подавать по трубопроводу только на крышу, кран на верхнем конце трубопровода не ставят: вяжущее подается при помощи насоса, включаемого на переносном пульте управления. При этом давление в трубопроводе в период работы насоса не повышается. После прекращения работы вяжущее сливают из трубопровода, для чего насос переключают на обратный ход.
Агрегат АКГР-2 используется совместно с приставным варочным котлом (или без него) для приготовления на строительной площадке горячих мастик (битумной, битумно-резиновой, латексно-кукерсольной) и огрунтовочных составов. Может быть также применен в качестве емкости для мастик и грунтовок, доставляемых с централизованного пункта в готовом виде. В агрегате мастика и все его основные узлы обогреваются паровоздушной смесью.
Агрегат состоит из рамы-салазок, на которой в левой части установлены битумный котел с горелкой и форсункой для сжигания топлива, в правой — все остальные узлы и детали: струйный диспергатор, смеситель промывочного материала, диффузор-смеситель, шестеренчатый насос с тремя всасывающими патрубками, опорная рама, секции битумопровода, раздатчик с краном давления и манометром, однополостной струйный диспергатор (предназначен для перемешивания мастики перед нанесением ее на поверхность с целью улучшения однородности), бак для керосина или нефти, напорный бак, компрессор. В качестве приставного котла можно использовать варочные котлы других конструкций с частичной их переделкой. Шланг присоединяется к раздатчику мастики, на котором установлен кран. Битумопровод изолирован двумя слоями асбестовой ткани с прокладкой между ними трех слоев крафт-бумаги.
Конструкция агрегата АГКР-2: варочный котел состоит из емкости (1,2 м³), в нижней ее части расположена топка с газоводами. Топка изнутри защищена экраном, на наружной части которого расположен змеевик-парообразователь. В передней полости топки находится горелка с форсункой. Форсунка соединена с камерой разрежения и распыления. В задней полости котла расположен отсек, куда по мере разогрева стекает приготовленная мастика. Из отсека мастику насосом подают в битумопровод.
Регулировочный узел агрегата представляет собой систему разводки труб с пробковыми кранами. Насос (на рисунке не виден) имеет нагнетательный, загрузочный и всасывающие патрубки. Открывая и закрывая пробковые краны, входящие в систему регулировочного узла, выполняют следующие операции: регулируют направление потока материалов во время приготовления; направляют материалы в двуполостной диспергатор для тщательного перемешивания и в систему струйных труб, а мастику — к месту проведения работ; сливают мастику или грунтовку из трубопровода и насоса при отключении электроэнергии; по окончании работы возвращают мастику, грунтовку или промывочный состав из битумопровода в котел; перекачивают мастику или грунтовку из одной емкости в другую; производят загрузку агрегата и приставного котла при централизованном приготовлении горячей мастики; подают промывочный состав из смесителя в битумопровод и обратно.
Работа диффузора-смесителя основана на принципе действия пульверизатора. Под действием разрежения струя воды по выходе из отверстия жиклера-сузителя распыляется и в таком состоянии устремляется в змеевик-парообразователь, где нагревается до 260°С, преобразуется в паровоздушную смесь, которая затем направляется в систему труб и змеевик-нагреватель. Наличие в агрегате струйных диспергаторов значительно сокращает время приготовления горячих и битумно-латексно-кукерсольных мастик, улучшает их однородность.
Агрегат АГКР-2 работает с приставным котлом при объемах работ свыше 500 м², а без него — при объемах работ до 500 м². На строительной площадке агрегат устанавливают в 1,5—2 метра от стены здания, на котором будут проводиться кровельные работы. Расстояние между агрегатом и приставным котлом должно быть не менее 8 м. Насос агрегата соединяют с приставным котлом гибким рукавом или трубой. Битумопровод (стояк) высотой до 20 метров устанавливают в собранном виде; нижний конец его опорной секции шарнирно крепят к опорным патрубкам агрегата, верхний конец —поднимают лебедкой. Битумопровод высотой более 20 м монтируют из отдельных секции.
Смотрите другие пункты раздела «Технология и механизация работ по устройству рулонных кровель»:
|